Беседа о вере и работе


В каких отраслях лучше не работать православному? Важно ли найти работу по душе? Возможно ли найти такую работу, которая нравилась бы и приносила доход? Можно ли христианину строить карьеру, чтобы зарабатывать много денег и больше помогать людям? Как работа должна соотноситься со служением Церкви и Богу?

На эти и другие вопросы протоиерей Аркадий Шатов, председатель Комиссии по церковной и социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы, беседовал с добровольцами службы «Милосердие».

– На что стоит обращать внимание при выборе работы? 
– Думаю, на то, в каком коллективе, с кем вы будете работать. С хорошими людьми можно работать и за маленькую зарплату, а с плохими даже за большие деньги работать не стоит. Еще важно перед выбором работы подумать, как она на нас будет влиять, что произойдет с нашей душой. Работу мы должны оценивать с точки зрения пользы для души. Если вы думаете, что это будет полезно для вас, то можно иногда потерпеть и грубого начальника, который нас ругает.

– Какие сферы деятельности изначально представляют конфликт с христианским мировоззрением? 
– Я думаю, что православному христианину не следует работать в абортарии. Недопустимо заниматься игорным бизнесом, продажей контрацептивов в аптеках, фильмов эротического содержания и другой подобной продукции, продажей табака. Вино, наверное, можно продавать, ведь оно «веселит сердце человека». Если вы работаете в сфере пиара и вам приходится обманывать людей, то лучше сменить профессию. Христианину вообще не стоит работать там, где есть мошенничество.

– Насколько важно найти работу по душе? Или православный человек должен смиренно трудиться, где придется? 
– Человек должен поработать в разных местах, должен найти себя, если есть какие–то таланты, он должен пытаться их реализовать. В молодости я перепробовал много профессий, пока не успокоился на больнице, став санитаром.

– Можно ли соединить работу для души с работой для денег? И как сделать так, что бы работа, которая приносит деньги, была еще и для души, была в радость? 
– Работа для денег и для души одновременно – это, мне кажется, миф. Многие великие поэты, писатели и художники жили впроголодь, а богатым становился тот, кто сумел себя продвинуть, кто угодил вкусам толпы.

Ищите прежде Царствия Божиего, и все остальное приложится. Если мы с вами христиане, то должны прежде всего искать Царствия Божиего, заботится о спасении наших душ, устраивая свои души мирно, реализуя все нам данные таланты. Тогда прилагается и все остальное. Тогда человек не будет нищенствовать, а если и будет бедствовать в какие–то периоды жизни, то Господь всегда поможет ему.

– Можно ли сначала научиться хорошо зарабатывать, чтобы потом заниматься любимым делом? 
– Может быть, у кого–то это получается. Но нужно понимать, что если наше дело, какое бы то ни было, имеет успех, оно начинает нами обладать. Если я не умею хорошо зарабатывать, то могу спокойно заниматься любимым делом. Если же научился, меня это будет тянуть, и возможно я не смогу просто оставить прибыльную работу, чтобы заниматься любимым делом.

– Сколько времени должно быть посвящено работе? 
– На этот вопрос ответил очень давно Сам Господь, когда дал заповедь на Синае: шесть дней делай дела свои, седьмой день – суббота Господу Богу твоему. Тогда шесть дней работали, а седьмой день был не просто выходным днем – это время посвящалось молитве, изучению Писания, помощи ближнему.

Авва Дорофей говорил монахам, что шесть седьмых нашего времени должно быть посвящено внутреннему устроению нашей души, а во все остальные часы нужно заниматься внешними делами. Но это касается, в первую очередь, монахов. Например, на Афоне трудятся только четыре часа в день, и даже игумен не может заставить работать больше.

Есть общий принцип: работе можно посвящать много времени, но не много сил, не всего себя нужно отдавать работе. Можно во время труда молиться Богу. Но митрополит Антоний Сурожский говорит, что если хирург во время операции будет читать Иисусову молитву, он может принести вред больному, потому что она требует особой сосредоточенности и внимания. Хирург должен следить за тем, чтобы не повредить случайно какой–нибудь сосуд, как и терапевт должен внимательно слушать рассказ пациента. Но все–таки помнить о Боге человек должен. Есть разные формы молитвы. Святые отцы называют началом непрестанной молитвы хождение пред Богом, когда человек всегда живет в присутствии Божьем, как вы сейчас сидите в присутствии меня как священника. Вы же дискотеку при мне не устраиваете, вам неудобно. И если помнить о том, что Господь не только на нас смотрит, но и участвует в нашей жизни, то и жить мы будем по–другому.

– Что делать, если работа выматывает? Приходится проводить много времени на работе, но не из–за денег, а потому что ее очень много. 
– Все зависит от того, какая это работа. Если, к примеру, вы в госпитале на войне перевязываете раненых и не можете отойти ни на минуту, – это одно. Но если это работа в компании, где главная цель – получить большую прибыль, то, конечно, нельзя свою душу отдавать за деньги. Если вы трудитесь не для себя, а для Родины и ближних, то нужно, естественно, продолжать работать, a если отдаете свои силы на какое–то маловажное занятие, то нужно просто бросить его и уйти.

– Можно ли православному строить карьеру, чтобы зарабатывать много денег и больше помогать людям? И лучше ли будет, если православные станут занимать руководящие посты? 
– Мне кажется, это дьявольская ловушка, ведь людям нужны не деньги. А от высоких постов и ответственных работ христиане обычно отказывались, считая себя недостойными. Самому не стоит лезть куда–то наверх, можно просто трудится на своем месте, тогда Бог Сам будет тебя возвышать. Ведь Господь гордым противится, а смиренным дает благодать.

– Можно ли быть богатым и добрым? 
– Можно, но сложно. Богатым и добрым быть гораздо труднее, чем бедным и добрым. Бедному–то что жалеть? Мне кажется, те богатые люди, которые очень много помогают другим, почти все отдают, они просто святые. Будь у меня богатство, я бы, может, так не смог. В одном патерике есть рассказ о каменотесе, который каждый день получал плату за работу. На нее он покупал себе еду, кормил тех людей, которых мог накормить, тратил все, а на следующий день шел на работу, трудился и также все тратил. Один святой монах пожалел его, помолился, и каменотес нашел клад. Через год монах увидел этого человека в его собственном большом доме. Тот испортился, стал очень жадным. Монах еще раз помолился, у того все исчезло, и он вернулся к прежнему труду каменотеса. Мне кажется, богатство, как и монашество, не для всех.

– Можно ли быть добрым к конкурентам в бизнесе? 
– А спортсмен добрый к другому, который по соседней дорожке бежит? Конечно, он подножки ему не ставит. Конкуренция есть везде, главное – быть честным. У меня есть знакомые православные бизнесмены, они говорят, что все делают честно – даже никого не убивали пока.

– Иногда приходится на работе, используя ресурсы организации, заниматься делами движения добровольцев – так можно поступать? 
– Святая праведная Иулиания Милостивая тайно выносила еду из дома и кормила нищих. Если бы об этом узнали родственники, они бы ее ругали. Поэтому если вы используете ресурсы организации не для себя, а для помощи ближним, то в этом нет ничего страшного. Конечно, не нужно, как Деточкин, воровать машины, чтобы продавать и отдавать деньги в детские дома.

– Не будет ли плохо, если мы промолчим, когда кто–то на работе негативно отзывается о Боге и вере? 
– Есть случаи, когда сказать что–то просто нельзя, или наоборот, вы говорите и говорите, а вас не понимают. Тогда нужно с такой работы или уходить, или сказать что–то существенное. Христианин должен быть миссионером, он не должен свою веру скрывать, к тому же, сейчас за это не посадят и не убьют; может, только посмеются. Наша задача – свидетельствовать о Христе, и когда говорят плохое, нужно этому противостоять. Молчать можно не в том случае, когда боишься защитить хулимую Церковь или Христа, а когда понимаешь, что от твоих слов станет только хуже. Нужно обязательно подумать, если вы что–то скажете, будет ли от этого лучше? Если вам кажется, если вам советь говорит, что если вы промолчите, вы предадите Христа, то лучше поступать по совести.

– Должна ли для христианина работа стать служением? Или служением должно быть что–то другое? 
– Мы все члены Церкви и у каждого из нас в ней должно быть свое служение. Если кто–то его еще не нашел, нужно его обязательно найти. Понимаете, служение – это выражение любви к людям. Работа может им стать. Когда это произойдет, вам уже не важно будет, за сколько вы продадите ту табуретку, которую сделали, а важно то, что людям теперь будет на чем сидеть.

Если такой работы у вас нет, то нужно найти дело, которое бы стало служением. Воспитание детей в христианской вере, помощь престарелым родителям, другим немощным людям – это тоже служение. И если каждый будет исполнять свое служение, мир преобразится.

Источник: https://azbyka.ru/rabota#4

Все статьи ...